Манипуляция — это способ воздействия. Нужна ли манипуляция в воспитании ребенка? Чем манипуляция в воспитании ребенка отличается от мудрости взрослого человека?
Мой собеседник сказал, что манипуляция – это мудрость взрослого человека по отношению к ребенку.
Позволю себе не согласиться.
Давайте разберем пример, который предложил мне мой собеседник.
Лето. Парк. Папа с пятилетней дочерью идут по аллее мимо киоска со сладкой ватой. Ребенок просит вату. Папа мгновенно очень ярко представил себе, какой станет его дочь через пять минут после получения ваты: липкая и грязная со всех сторон! Это не допустимо! Прогулка превратится в нервотрепку. И папа принимает решение отвлечь дочь от ваты. Показывая в сторону, он ей говорит: «Смотри, какая птичка полетела!». Ребенок ищет птичку, киоск в ватой остается позади. Папа с дочкой идут по парку дальше, радуясь друг другу, солнышку и хорошему настроению.
Поступок папы – это манипуляция, родительская мудрость или что-то третье?
Мой собеседник утверждает, что это родительская мудрость в воспитании детей.
Вряд ли ребенок забудет, что не получил сладкую вату в парке. Скорее всего, он не сможет понять, что папа не купил вату сознательно, значит, папа просто забыл. В другой раз ребенок постарается просить настойчивее, чтобы папа не забыл.
Если же папа в угоду своему спокойствию будет постоянно «отвлекать» ребенка от его желаний, то ребенок решит, что его желания не важны и ни для кого не значимы. Или девочка перестанет верить мужчинам, а еще хуже, если девочка решит, что от мужчины нельзя ждать исполнения даже маленького желания, что с мужчиной надо только соглашаться.
По-моему, такая «мудрость» очень вредна для детей. Она прикрывает нежелание родителя поступиться комфортом ради ребенка.
По-моему, манипуляция – это когда пренебрегают чужими желаниями в угоду своему комфорту. Ласково оттесняя тебя от желаемого, убеждая себя и других, что это только ради тебя, ради твоей пользы.
С ребенком надо разговаривать, объяснять последствия. Предложить ему самому решить, как устранить последствия его поступка.
Если возвратиться к нашему примеру, то я бы объяснила девочке, что она будет липкая и грязная и придется быстро возвращаться домой. А если бы ребенок настаивал, я бы предложила купить бутылку воды, а потом есть вату, чтобы было чем вымыть ручки и ротик.
С моей точки зрения это было бы уважением к желаниям ребенка и позволением ему уважать меня.
А при отсутствии нашего уважения к ребенку в его детстве как мы можем рассчитывать на его уважение к нам в нашей старости?
Без уважения забота становится надзором. Вам оно надо? Мне – нет.